Expand Cut Tags

No cut tags
[personal profile] hisime
А начала год книгой Барковой о Толкине и толкинистах (http://www.yakaboo.ua/ru/catalog/all/-466607). Ожидала прочесть о мифологических мотивах в Сильме, потому что в универе сама о них писала. Собиралась как-то обстоятельно прорецензировать, раз уж тема не чужая. По результатам – все-таки у меня еще как-то зубы не доросли Баркову рецензировать. Так что иду качать Проппа и повышать интеллектуальный уровень. Но немного беспорядочных впечатлений будет. Осторожно: жаргон и смайлы.
В целом задача произведения – найти ответ, почему же Толкин так штырит (меня вот скорее интересует, почему штырит не всех)). Сначала доказывается тщательность, с которой прописана материальная сторона мира – география (ура картам на форзацах!), астрономия, календари, ботаника. Ок, это было нужно, но это было скучно. Автор в основном ссылается на чужие исследования, и я даже пошла и прочла их. Убедилась, как у меня не сложилось с астрономией и прочим. Понравилось сравнение очертаний Мордора с Малой Азией %) Потом развернулась моя любимая тема о заимствованиях из кельтской, скандинавской и финской мифологии. И это было хорошо. Я бегала перелистывать Сильм на всех трех языках и неожиданно перечитала собственный диплом. Оказалось, что у меня какой-то не такой Мабиногион, надо будет поискать нормальный. Оказалось, что за своим всепоглощающим увлечением первой эпохой я как-то вообще забыла о третьей. А Баркова - в основном о третьей, а я вторую половину «ВК» не перечитывала больше десяти лет и откровенно плаваю. Некоторые концепты показались притянутыми за уши, но ок, все равно интересно. Очень хорошо было о северном мужестве – очевидное, но я бы не сформулировала. Даже была попытка объяснить, почему штырит лично Маэдрос! Отдельная глава посвящена тому, почему штырит Галадриэль, но мне это уже не так актуально. А Маэдрос – это да, вопрос, столько людей на хомячков порвало. Хорошо про загадки Горлума и скандинавские состязания в загадках. Хорошо про состязания на песнях, об этом мне было известно, но почему-то всегда приятно опять прочесть. Концепция мастерство = знатность понравилась.
А дальше пошло об архетипах, древнейших мифах и прочих клише. Тут уж мне катастрофически не хватало знаний матчасти, так что просто интересное чтиво, порой слишком запутанное, я регулярно ловила себя не мысли, что не совсем понимаю, как автор пришел к своим выводам или какое они имеют значение в конечном итоге. Про ось и антиось было круто. Анализ по Проппу был интересен, тут буду дальше для себя разбираться. Хотя в целом впечатление такое, будто у нас в подсознании нет ничего, кроме инициации и мира мертвых, которые потом вылазят в любом тексте вообще. Любая локация – мир мертвых, любой герой – или хозяин мира мертвых или проходящий инициацию. Любой цвет – цвет смерти и преисподней. По крайней мере, белый, черный, красный, синий, золотой – туда их. Впрочем, я вполне в этом понимаю первобытных людей. Привлекает лишь то, что является тайной, а смерть – единственная тайна навеки без разгадки.
С первых страниц автор ссылается на исследования, подписанные… «эльфийскими» именами. И о менестрелях вспоминает. И это как-то сразу обескураживает. У меня, наоборот, был опыт всячески скрывать нашу «излишнюю вовлеченность», обстоятельно объясняя, что толкинисты – это такие филологи и мы ничем постыдным, кроме просто литературы, не увлекаемся. Никаких мечей из лыжи, только текстология, только хардкор. И тут ко мне подкралась последняя часть, посвященная русскому толкинизму. И это было… неприятно. Ощутила, будто покровы сорваны лично с меня, хотя я же даже не в фэндоме, так, рядом постояла. Но наблюдения, несомненно, интересные. Прозвища «глюколовы» и «квены» встретила впервые, хотя с явлениями, конечно, знакома. «Контролируемая шизофрения», подумать только. И поттероманам досталось. Хорошо хоть особенности сексуальной ориентации не исследовались. Интересно, как отнесутся к изложенной информации читатели, не имеющие отношения к субкультуре? Или таких не существует вообще?)
Опечатки обильны и печалят.
В общем, советую всем толкинозанудам и мифозанудам. И тем, кому интересно про 20 лет фэндома вот так прямо в бумажной книге от очевидца.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

hisime

July 2017

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16 171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Page generated Jul. 24th, 2017 10:42 am
Powered by Dreamwidth Studios